Главная



Как нарисовать дерево - подробная инструкция.

fon

Подготовка к рисованию дерева.

Прежде, чем начать рисовать дерево, как и что-нибудь вообще, необходимо подготовится. Например, в Японии перед созданием произведения искусства, художники длительное время проводили в медитациях. Иконописцы, готовясь к созданию икон, соблюдали строгий пост - также готовились к процессу.

Чего добивались мастера в обоих случаях? К чему они готовились? Ведь, на самом деле процесс рисования дерева, как вы убедитесь в дальнейшем, чрезвычайно прост. Нужно знать только пару нюансов и общий подход. Зачем использовалась такая подготовка, как длительная медитация, размышления на тему рисунка?

Честно говоря, понятия не имею, зачем это делали древние художники. Но я знаю, зачем нужно хорошо подготовится, прежде чем приступить к рисованию. Это необходимо для того, чтобы в результате получилось то, что было задумано. А не нечто невообразимо странное, и, главное, нежелательное.

Конечно, существует способ рисования дерева, когда неизвестно, что получится в конце (он называется "монотипия", и его мы коснёмся в другой раз; весьма интересный, на мой взгляд способ). Но это отдельный метод, запланированный заранее и нужный автору. Тогда как на самом деле должно получиться именно то, что задумано - иначе какой смысл в рисовании вообще?

Как сделать так, чтобы получилось то, что было задумано?

В первую очередь, задумать правильно. Что я подразумеваю под "задумать правильно"? Я имею в виду - поставить достижимую цель. Как поставить себе достижимую цель? Как минимум, определиться, что мы будем рисовать. С этим мы уже справились - рисовать будем дерево. Дерево - это достаточно крупное растение, зачастую имеющее один толстый ствол (максимум - я сам видел - 6 стволов) и множество тонких ветвей, отходящих от этого ствола над землёй. Не путайте с кустом - у того намного больше стволиков примерно одинаковой толщины, которые растут из одного места - узла кущения. Тем более не путайте с травой. У той многолетняя часть (если она вообще есть) расположена под землёй, а не над, как у других нормальных растений.

Итак, рисовать будем дерево. Что дальше? Дальше небольшое теоретическое отступление, связанное с выбором объекта - какое именно дерево мы будем рисовать?

Две разновидности дерева, подходящие для рисования.

Все существующие деревья, которые можно нарисовать, делятся на две большие группы:

  1. Реально существующие деревья.
  2. Воображаемые деревья.

Существует ещё одна группа, но она сочетает в себе признаки двух перечисленных, и поэтому не выделена отдельным пунктом. Это частично реально существующие деревья, и частично воображаемые деревья. Судя по тому, что я не выделяю эту группу, можно подумать, что она мне нравится меньше всех. Но - напротив, это мой любимый способ рисования.

Чем отличаются две названные группы? В основном, тем, насколько вы будете придерживаться того, что вы видите, а насколько - давать волю художественной фантазии. Для того, чтобы нарисовать дерево, которое реально растёт перед вами, нужно постоянно сравнивать то, что есть на самом деле, с тем, что получается. И вносить изменения. В случае, если же художественная фантазия преобладает на 99 % (1 % оставляем на похожесть, чтобы можно было определить, что нарисовано всё же дерево), соответственно, нет нужды сравнивать результат с реально растущим деревом. Но нужно сравнивать результат с замыслом, деревом, которое "выросло" в воображении. Кстати сказать, последнее - сложнее, чем кажется.

Более подробно это можно посмотреть на следующем рисунке (кликнуть для увеличения). На рисунке представлена шкала реальности от 100 % (нарисованный предмет полностью совпадает с реально существующим деревом) до 0 % (нарисованный предмет вообще не совпадает с реально существующим деревом). Также на рисунке даны названия различных художественных течений, которые рисовали в той или иной области этой шкалы реальности. Так, абстракционисты рисовали реальные предметы так, что изображение отличалось от действительности более чем на 50 %. Проценты подобраны ориентировочно.

шкала соотношения реального объекта и нарисованного объекта

Не знаю, зачем нужна эта шкала - кроме того как посмотреть на свой рисунок, затем посмотреть на шкалу, и сказать: я рисую в технике радикального импрессионизма. Таки звучит!

Но в любом случае за соответствие оригинала (где бы он ни был) и результата отвечает исключительно практика.

Итак, приступим. Ах да, подробнее о выставлении цели перед рисованием можно почитать в статье "Научиться рисовать - рисовать это просто!"

Необходимые для рисования материалы.

Необходимые материалы:

  1. Во-первых, нужно реальное дерево. Для того, чтобы найти дерево, нужен парк или лес. Хуже - дерево на обочине дороги (хуже потому что будет ходить намного больше людей - и каждый будет заглядывать через плечо). Ещё хуже - вид дерева из окна (хуже потому что мало манёвра - нельзя обойти дерево кругом, примериться, выбрать нужный угол для рисования). Самый последний вариант - цветок на окне. Тоже почти дерево, кстати. Итак, выбираем дерево. Не сосну, не ёлку. Обыкновенное лиственное дерево. Осень и весна, когда деревья без листьев, - наилучшее время для того, чтобы нарисовать дерево, поскольку ствол и ветви не загораживают листья.
  2. Во-вторых, нужен карандаш. Карандаш нужен простой и мягкий. Чтобы он был мягкий, на нём должно быть написано B, B2, B3 и т.д. по мере увеличения мягкости. Карандаш должен быть хорошо заточен, чтобы линия получалась чёткая. Соответственно, с собой нужно взять точилку или ножик для заточки карандаша.
  3. Нужна стирательная резинка. Она необходима для того, чтобы стирать лишние нарисованные линии. Хотя работа резинкой не приветствуется, всё же она порой нужна.
  4. Бумага для рисования. Я сильно рекомендую использовать качественную, хорошую бумагу. Чем лучше бумага, тем легче будет рисовать. Бумага для ксероксов не подойдёт (хотя, если хочется - то почему бы и нет). Подойдёт плотная, слегка шершавая чертёжная бумага. Или что-нибудь подобное. Обычно в магазинах этого добра полно. Оптимальный для начала рисования формат бумаги - А3.
  5. В-пятых, конечно же, планшет. Для того, чтобы положить на него бумагу и рисовать на ней. Без планшета рисунок получается несколько хаотичным и очень редко соответствует действительности. Если используется альбом с плотной задней обложкой, можно без планшета. Но лучше с ним. Да, кстати, планшет - это такой кусок дерева или пластика, подходящий под размер листа, на котором вы собираетесь рисовать.

В общем-то, с материалами всё. Теперь переходим к процессу рисования.

Рисование дерева.

Для начала ставим себе такую цель: нарисовать реально существующее дерево карандашом на бумаге. Почему именно такую цель? Чтобы соблюсти принцип постепенности в рисовании; названные объекты и методы являются самыми простыми. Так надо, в общем:)

Самый главный первый шаг: найдите место, где дерево смотрится красивее всего. Затем второй, не менее главный шаг - выберите место, которое вы хотите нарисовать. Это может быть дерево целиком, полдерева, только одна ветка или одно дупло. Теперь отходите от дерева или приближайтесь к нему на такое расстояние, чтобы выбранное для рисования место полностью помещалось на листе бумаги, на котором вы собрались рисовать. Зачем это надо? Это надо для того, чтобы, рисуя выбранную часть дерева или целое дерево, вы не выполняли лишнюю работу. Ведь иначе вам придётся не только рисовать дерево, но и сопоставлять его размеры с тем, что есть у вас на рисунке по отношению к листу бумаги. А это лишняя работа, более сложный, и потому последующий при обучении шаг.

На рисунке схематически изображены дерево и лист бумаги. Пунктирной линией обозначен контур той области, которая будет нарисована. Область с пунктиром дублируется на листе бумаги. Они одинакового размера. Для того, чтобы увидеть рисунок в увеличенном виде, нажмите на него.


Соотношение объекта для рисования (дерева) и области для рисования на листе бумаги с помощью изменения расстояния между деревом и художником

Теперь, когда нужное место найдено, собственно, процесс:

  1. Мысленно обведите область, которую вы собрались рисовать, рамкой.
  2. Тонкой пунктирной линией нарисуйте точно такую же рамку на листе бумаги. Нарисованная рамка и воображаемая рамка вокруг дерева (части дерева) должны быть одинаковыми (сходными) по размеру.
  3. Мысленно разделите мысленную область вокруг дерева на 4 равные части двумя перпендикулярными линиями (крест накрест, попросту).
  4. Тонкой, еле заметной сплошной линией разделите нарисованную область, в которой вы собрались нарисовать, на 4 равные части двумя перпендикулярными линиями (точно так же, как и в предыдущем пункте, только на бумаге).
  5. Перенесите ключевые точки дерева на лист бумаги. То есть, точка "низ дерева" должна появиться в соответствующем месте на листе бумаги. Точно так же должны появиться точки "верх дерева", "лево дерева", "право дерева". Далее ключевые точки переносятся до тех пор, пока не станет возможным обвести дерево по нарисованным точкам контуром.
  6. Обведите нарисованные точки контуром.

Вот как это может выглядеть на схематическом рисунке:


Соотношение объекта для рисования (дерева) и области для рисования на листе бумаги с помощью изменения расстояния между деревом и художником

По сути - всё, главное - контур дерева - у нас есть. Возможно, остался вопрос - а сколько ключевых точек нужно рисовать? 5, 10, 100? На самом деле, чем больше практики, тем меньше этих точек становится, глаз позволяет руке двигаться так, как нужно, в соответствии с контуром дерева, с минимальным количеством точек - с четырьмя (верх, низ, право, лево). Но в самом начале этих точек может быть хоть 1000. Это не критично.

Важное замечание: пунктирная рамка, тонкий крест, точки - это ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ. Они не должны быть жирными. Они не должны быть толстыми. Если это не предусмотрено планом. По сути, они вытираются, как только становятся не нужными и ещё не зарисованы к этому времени.

Теперь немного дополнений. Возможно, в процессе рисования появился вопрос: "А как нарисовать ветки, которые находятся не по бокам дерева, а как бы спереди, то есть, заходят за контур, который мы вывели?" Всё очень просто: после того, как контур нарисован, ветки продлеваются до того места, откуда они растут на дереве. Если в этом месте контур прорисован, и как бы перечёркивает выходящую от ствола ветку, то в этом месте контур стирается (так как ветка не прозрачная, за ней контура не видно). Точно так же нужно поступить с теми ветками, которые находятся позади и не видны из-за передних - те части, которые не видны, стираются. Ну или не рисуются с самого начала, что проявится с опытом. Как бы то ни было, в результате получится дерево, имеющее отношение к объёму - некоторые ветки сзади, некоторые ветки спереди, закрывают ствол и те ветки, которые сзади.

Далее, чтобы придать дереву ещё больше объёма, используется толщина карандашной линии и нажим. Принцип такой: то, что ближе, видно чётче. То, что дальше - видно в меньшей степени. Чем дальше - тем не виднее, чем ближе - тем видимость лучше. Поэтому один из шагов доработки состоит в том, чтобы с помощью нажима выделить те ветки, которые выдвигаются к художнику. Делается это очень просто: начиная от линии средней толщины и нажима вести карандашом поверх нарисованной ветки, усиливая нажим по мере приближения ветки. И, наоборот, начиная от линии средней толщины ослаблять нажим карандаша по мере удаления ветки дерева на рисунке. В результате получился уже самый настоящий объём.

В принципе, на этом этапе работа с деревом может считаться законченной. Была использована одна техника, дерево нарисовано весьма похожим на оригинал. Теперь - тренировка, тренировка и тренировка.

Но на самом деле работу можно продолжить. Ведь сейчас дерево похоже на проволочный каркас. А в действительности оно имеет кору, дупла и прочие атрибуты дерева. Как их нарисовать? Очень просто: кора (которая отличается от дерева к дереву) имеет общую особенность, она похожа на волнистые линии. Эти линии и рисуются по дереву, имитируя кору. При рисовании коры используется тот же принцип - то, что ближе, имеет более сильный нажим, то, что дальше - более слабый. Так можно сделать дерево объёмным не только за счёт ветвей, но и за счёт толщины и округлости ствола.

Теперь можно перейти к штриху. Штрих - это короткая линия. Когда на лист бумаги наносится много коротких линий, расположенных близко друг от друга, получается штриховка. То есть, область бумаги, которая не закрашена, а "как бы" закрашена. Штриховка используется для различных целей:

  • для нанесения собственной тени дерева. Так с помощью штриха можно придать дереву дополнительный объём.
  • Для того, чтобы выделить дерево от окружающего фона, сделать отличным от озера или соседних деревьев; так дерево
  • становится главным на листе бумаги.
  • Просто так, для разнообразия, чтобы рисунок не был однообразно линейчатым.

Рисованию штрихом посвящено множество печатных изданий, так что не будем останавливаться на нём подробно. Тем более, что этот способ рисования весьма прост для освоения.

Итак, дерево нарисовано, оно похоже на оригинал, имеет объём и расположено в пространстве. Теперь дело за практикой :)



К списку статей про рисование.

Как научиться рисовать листья, ветки и прочие части деревьев

На главную.

И если у вас есть знания о том, как нарисовать что-нибудь (то есть, всё, что угодно), то - милости просим! Пишите, оформляйте и присылайте. Ибо это - реальная помощь тем, кто не знает, как рисовать. Так же будем рады вашим рисункам, которые получились (или не получились) с помощью наших советов; присылайте - будет галерея!

Если у вас есть вопросы, пожелания или предложения по-поводу разделов сайта, по поводу каких-либо способов или особенностей рисования, также пишите. Администрация не спит, ищет интересный материал по теме рисования. И вполне вероятно, найдёт либо материал, либо человека, который напишет ответы по вашим вопросам.

То есть, всячески поощряется взаимный диалог. Для этого предусмотрена гостевая книга и электронный адрес.




Главная



Rambler's Top100
Сайт управляется системой uCoz