Изучив технику рисования (или хотя бы несколько усовершенствовав её), можно обратить больше внимания на композицию, поскольку в рисовании важна композиция как нигде. Композиция - это то, как относительно друг друга расположены различные предметы на рисунке или в реальности.То, как они расположены в реальности, в данном случае не особо важно. Если вы, конечно, не занимаетесь планировкой сада камней. А вот взаимные отношения изображений объектов на рисунке... Это действительно важно. Кроме всего прочего ещё и потому, что даже если в "натуре" предметы расположены абы как, то, зная правила, на рисунке можно их расставить намного лучше, чем в жизни. Итак, первое правило - рисунок не должен касаться краёв листа, если это не предусмотрено специфической целью и дизайном. При формате А3 должно оставаться примерно по 2 см отступа от края. Второе правило. И, собственно, основное. Гармония. Другими словами, равновесие. Цель рисования - изобразить либо гармонию, либо её остутствие. То есть, либо равновесие, либо его отсутствие. Что это значит?и этот же квадрат, только немного искажённый. Какое из изображений более равновесное? Теперь поставим большой квадрат с краю листа. А маленький - по центру. И наоборот, большой квадрат в центр листа. А маленький - в угол. Какой из них более гармоничный? У каждого человека есть личные предпочтения. Одни считают гармоничным и равновесным одно, другие - другое. Почти невозможно объяснить принцип гармонии и неравновесности на расстоянии, отдалённо. Каждый разрабатывает для себя систему гармонии и неравновесности самостоятельно. И потом, если это входит в его задачи, тестирует систему на других людях. Проверяя её. Выработать свою собственную систему гармонии можно только на практике. И проверке на других людях. Правило гармонии и неравновесности выполняется как для форм на рисунке, так и для цветов и тонов, которые использованы при рисунке. Цвет - это красный, синий и т.д. Тоны - темнее, светлее, очень темно, очень светло. Один цвет может иметь много тонов. Один цвет может иметь много оттенков - жёлтый может быть более красным, менее красным, более зелёным и т.д. Все эти особенности так же находятся друг по отношению к другу либо в гармонии, либо в неравновесности. Гармония и неравновесность в чистом виде достигаются той или иной комбинацией изображений объектов и цветовыми сочетаниями. Третье правило. Силовые линии. Оно немного похоже на второе правило. Некоторые люди добиваются гармонии или неравновесности с его помощью. Но силовые линии - это другое. Небольшое упражнение. Возьмите картину, которая наиболее вам понравилась. Например, "Мадонну" Леонардо да Винчи. И теперь следите за рукой Младенца, которой он тянется к лицку Мадонны. Линии этой руки плавно перетекают в волосы Мадонны. Контур волос плавно обходит лицо, спускается к плащу и линия продолжается складками плаща. Складки плаща теряются под рукой Мадонны с ягодами. Однако, силовая линия продолжается складками одежды над локтем, перетекает в руку с ягодами, к нижней руке Младенца. Линия верхней руки младенца переходит так же и в силовую линию его головы, в силовую линию лица Мадонны. Точно так же, как и руки, объеденены силовой линией и ноги Младенца. Начало линии задают пальцы руки Мадонны. Это направление продолжается правой ногой Младенца и переходит в линии складок плаща. Левая нога Младенца продолжается силовой линией с одной стороны - в складках плаща, а с другой - в его теле, переходит к голове. Посмотрите, как силовые линии объединяют передний план с фигурами и фон в окнах на заднем плане. В левом окне линия ближайшего холма переходит в линию подбородка Младенца. Линия дальней горы в левом окне переходит в силовую линию внешней стороны лица Младенца. Точно так же "входит" в пейзаж Мадонна. Линия ближайшего холма продолжается складками плаща. Склоны гор так же сходятся на линиях плаща. Заметьте, что линия ближайшего левого холма и линия ближайшего правого холма продолжаются в ожерелье мадонны и сходятся друг с другом на украшении. Кстати, украшение - это зрительный центр картины. Надеюсь, вы заметили эти особенности. Перечисленные линии не являются всеми, которые есть на картине. Я не знаю, расчитывал ли Леонардо да Винчи эти линии при разработке композиции "Мадонны", или нет. Но эти линии присутствуют. И благодаря им композиция оказывается не только гармоничной и равновесной, но и связанной. Композиция не распадается на части. Она является цельной. Итак, линии, которые можно чётко проследить вне зависимости от объекта на каждом изображении - это силовые линии. Они называются силовыми потому, что они несут на себе всю картину, её целостность. Убрать их - и картина распадётся на части, станет слабой. Силовые линии - это то, что объединяет изображения объектов. Это могут быть как реальные линии, так и воображаемые. Они исчезают и появляются. Однако, если они прослеживаются, то картина целостна. С другой стороны, силовые линии - это то, что выражает характер объекта. Если меняется их сочетание, то меняется объект. Силовые линии - это то, что останется, когда убрать все неважные, незначащие и несущественные детали предмета. Убрать всё, что безоговорочно не характеризует предмет. Силовые лини - это скелет идеи предмета. Его эйдос, идеальный образ. Предметы взаимодействуют на рисунке с помощью силовых линий. Они либо общаются, либо оторваны друг от друга. Силовыми линиями показывается отношение предметов друг к другу. Силовые линии имеют разную плотность, могут образовывать точки схождения - эпицентры. На картине их может быть несколько или же один. Может не быть вообще. В зависимости от этого меняется характер картины. Научится пользоваться силовыми линиями просто - нужно наблюдать. За уже сделаными картинами, за тем, что вы рисуете. И в какой-то момент, когда накопится фактический материал, вы поймёте, как это применить к вашим конкретным задачам. Итак, сначала наблюдать на примерах, а потом - рисовать самим. Как эти правила применяются. Очень просто. Если вам хочется нарисовать движение, то уравновешенным это изображение быть не может. Потому что движение - это не покой. В движении нет равновесия, есть стремление куда-то. Силовые линии сходятся к цели движения. Если вы хотите изобразить статичную картину, то отсутствие гармонии точно не позволит вам этого достичь. Когда нет гармонии, взгляд зрителя рыщет по картине, создавая движение. В статичной картине должно быть равновесие. Все части увязаны друг с другом. Объеденены силовыми линиями в единое целое. Силовые линии не имеют эпицентров или же имеют один чётко определяемый эпицентр. С помощью комбинаций этих правил вы можете добиться огромного количества возможных нюансов и настроений, когда части картины переплетаются друг с другом в запланированном вами порядке, и, даже, возможно, вписываются в интерьер вашей комнаты, силовые линии которой продолжают линии картины.
Тренируйтесь выражать гармонию и неравновесность, силовые линии и расположение рисунка на бумаге до того уровня, когда вы почувствуете, что освоили этот шаг полностью. И переходите к следующему шагу! |
||||