Изучив технику рисования (или хотя бы несколько усовершенствовав её), можно обратить больше внимания на композицию, поскольку в рисовании важна композиция как нигде. Композиция - это то, как относительно друг друга расположены различные предметы на рисунке или в реальности.То, как они расположены в реальности, в данном случае не особо важно. Если вы, конечно, не занимаетесь планировкой сада камней. А вот взаимные отношения изображений объектов на рисунке... Это действительно важно. Кроме всего прочего ещё и потому, что даже если в "натуре" предметы расположены абы как, то, зная правила, на рисунке можно их расставить намного лучше, чем в жизни. Итак, первое правило - рисунок не должен касаться краёв листа, если это не предусмотрено специфической целью и дизайном. При формате А3 должно оставаться примерно по 2 см отступа от края. Второе правило. И, собственно, основное. Гармония. Другими словами, равновесие. Цель рисования - изобразить либо гармонию, либо её остутствие. То есть, либо равновесие, либо его отсутствие. Что это значит?![]() и этот же квадрат, только немного искажённый. Какое из изображений более равновесное? Теперь поставим большой квадрат с краю листа. А маленький - по центру. И наоборот, большой квадрат в центр листа. А маленький - в угол. Какой из них более гармоничный? У каждого человека есть личные предпочтения. Одни считают гармоничным и равновесным одно, другие - другое. Почти невозможно объяснить принцип гармонии и неравновесности на расстоянии, отдалённо. Каждый разрабатывает для себя систему гармонии и неравновесности самостоятельно. И потом, если это входит в его задачи, тестирует систему на других людях. Проверяя её. Выработать свою собственную систему гармонии можно только на практике. И проверке на других людях. Правило гармонии и неравновесности выполняется как для форм на рисунке, так и для цветов и тонов, которые использованы при рисунке. Цвет - это красный, синий и т.д. Тоны - темнее, светлее, очень темно, очень светло. Один цвет может иметь много тонов. Один цвет может иметь много оттенков - жёлтый может быть более красным, менее красным, более зелёным и т.д. Все эти особенности так же находятся друг по отношению к другу либо в гармонии, либо в неравновесности. Гармония и неравновесность в чистом виде достигаются той или иной комбинацией изображений объектов и цветовыми сочетаниями. Третье правило. Силовые линии. Оно немного похоже на второе правило. Некоторые люди добиваются гармонии или неравновесности с его помощью. Но силовые линии - это другое. Небольшое упражнение. Возьмите картину, которая наиболее вам понравилась. Например, "Мадонну" Леонардо да Винчи. ![]() И теперь следите за рукой Младенца, которой он тянется к лицку Мадонны. Линии этой руки плавно перетекают в волосы Мадонны. Контур волос плавно обходит лицо, спускается к плащу и линия продолжается складками плаща. Складки плаща теряются под рукой Мадонны с ягодами. Однако, силовая линия продолжается складками одежды над локтем, перетекает в руку с ягодами, к нижней руке Младенца. Линия верхней руки младенца переходит так же и в силовую линию его головы, в силовую линию лица Мадонны. Точно так же, как и руки, объеденены силовой линией и ноги Младенца. Начало линии задают пальцы руки Мадонны. Это направление продолжается правой ногой Младенца и переходит в линии складок плаща. Левая нога Младенца продолжается силовой линией с одной стороны - в складках плаща, а с другой - в его теле, переходит к голове. Посмотрите, как силовые линии объединяют передний план с фигурами и фон в окнах на заднем плане. В левом окне линия ближайшего холма переходит в линию подбородка Младенца. Линия дальней горы в левом окне переходит в силовую линию внешней стороны лица Младенца. Точно так же "входит" в пейзаж Мадонна. Линия ближайшего холма продолжается складками плаща. Склоны гор так же сходятся на линиях плаща. Заметьте, что линия ближайшего левого холма и линия ближайшего правого холма продолжаются в ожерелье мадонны и сходятся друг с другом на украшении. Кстати, украшение - это зрительный центр картины. Надеюсь, вы заметили эти особенности. Перечисленные линии не являются всеми, которые есть на картине. Я не знаю, расчитывал ли Леонардо да Винчи эти линии при разработке композиции "Мадонны", или нет. Но эти линии присутствуют. И благодаря им композиция оказывается не только гармоничной и равновесной, но и связанной. Композиция не распадается на части. Она является цельной. Итак, линии, которые можно чётко проследить вне зависимости от объекта на каждом изображении - это силовые линии. Они называются силовыми потому, что они несут на себе всю картину, её целостность. Убрать их - и картина распадётся на части, станет слабой. Силовые линии - это то, что объединяет изображения объектов. Это могут быть как реальные линии, так и воображаемые. Они исчезают и появляются. Однако, если они прослеживаются, то картина целостна. С другой стороны, силовые линии - это то, что выражает характер объекта. Если меняется их сочетание, то меняется объект. Силовые линии - это то, что останется, когда убрать все неважные, незначащие и несущественные детали предмета. Убрать всё, что безоговорочно не характеризует предмет. Силовые лини - это скелет идеи предмета. Его эйдос, идеальный образ. Предметы взаимодействуют на рисунке с помощью силовых линий. Они либо общаются, либо оторваны друг от друга. Силовыми линиями показывается отношение предметов друг к другу. Силовые линии имеют разную плотность, могут образовывать точки схождения - эпицентры. На картине их может быть несколько или же один. Может не быть вообще. В зависимости от этого меняется характер картины. Научится пользоваться силовыми линиями просто - нужно наблюдать. За уже сделаными картинами, за тем, что вы рисуете. И в какой-то момент, когда накопится фактический материал, вы поймёте, как это применить к вашим конкретным задачам. Итак, сначала наблюдать на примерах, а потом - рисовать самим. Как эти правила применяются. Очень просто. Если вам хочется нарисовать движение, то уравновешенным это изображение быть не может. Потому что движение - это не покой. В движении нет равновесия, есть стремление куда-то. Силовые линии сходятся к цели движения. Если вы хотите изобразить статичную картину, то отсутствие гармонии точно не позволит вам этого достичь. Когда нет гармонии, взгляд зрителя рыщет по картине, создавая движение. В статичной картине должно быть равновесие. Все части увязаны друг с другом. Объеденены силовыми линиями в единое целое. Силовые линии не имеют эпицентров или же имеют один чётко определяемый эпицентр. С помощью комбинаций этих правил вы можете добиться огромного количества возможных нюансов и настроений, когда части картины переплетаются друг с другом в запланированном вами порядке, и, даже, возможно, вписываются в интерьер вашей комнаты, силовые линии которой продолжают линии картины.
Тренируйтесь выражать гармонию и неравновесность, силовые линии и расположение рисунка на бумаге до того уровня, когда вы почувствуете, что освоили этот шаг полностью. И переходите к следующему шагу! |
||||
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |